Улицы длиною в жизнь (из истории анивских улиц)

О чем рассказывают названия улиц.


Для каждого из нас родина начинается с дорогих мест - с дома, где родился и жил, со школы, где учился и мужал, с улицы, где начинался путь в жизнь. И каковы бы ни были эти улицы - большие или маленькие, центральные и окраинные, утопающие в зелени или без единого деревца - они дороги нам и остаются в памяти навсегда.


Разобраться в сети улиц, найти нужный адрес помогают наименования улиц, переулков. В каждом из таких названий заключено определенное смысловое содержание, отражающее дух эпохи, памятные события, даты.

Все знают известное изречение: «Москва не сразу строилась». Оно характерно для любого города, в том числе и нашего. Современный облик Анивы формировался постепенно, на протяжении длительного времени. На современной карте Анивы можно встретить 33 наименования улиц, каждая из которых – небольшая частица её истории. Почти все современные улицы Анивы сохранились с давнего времени. Конечно, многих зданий, некогда украшавших их, уже нет, но общий рисунок улиц – их ширина и направление остались теми же. Однако, приходится сожалеть о том, что в городе ничего не сохранилось из японских построек, многие улицы постепенно утратили свой первоначальный облик и специфику, а некоторые навсегда исчезли с карты нашего города. Среди них – улицы Конезаводская, Брянская, Железнодорожная, Садовая, Южная, Парковая, Дачная, Луговая, Брянская, переулок Тихий. Кстати, улица Конезаводская находилась на выезде из Анивы в поселок Таранай чуть в стороне от улицы Таранайской. Названа по месту рас-положения действовавшего с японских времен конезавода, который разводил битюгов – лошадей тяжеловесной породы.

Почти все названия современных улиц Анивы сохранили советскую тематику. Их можно объединить в несколько групп. Например, по именам великих писателей – улицы Чехова, Гоголя. Следующая группа – в честь выдающихся политических деятелей – улицы Ленина, Калинина, Кирова. Можно выделить группу улиц, отражающих советскую действительность – улицы Комсомольская, Пионерская, Красноармейская, Октябрьская, Первомайская, Краснофлотская, Эстакадная. В честь знаменитого земляка названа улица Пудова (бывшая улица Вокзальная). В честь исследователя Сахалина – улица Невельского. А вот группа улиц, в названиях которых отражены природные условия – улицы Аллейная, Березовая, Заречная, Зеленая, Лесная, Набережная, Правобережная, Солнечная, переулки Речной, Рябиновый. Своеобразие послевоенной обстановки, гордость советских людей великой Победой, одержанной над немецко-фашистскими захватчиками и японскими интервентами тоже сказались на характере новых названий. Так в Аниве появилась улица Победы, а позднее – улица Дьяконова (бывшая улица Кооперативная). О трудовых делах первых жителей Анивы напоминают улицы Совхозная, Рабочая и Тракторная. Анивские улицы сегодня – в большинстве своем широкие улицы, украшенные газонами и цветами, с многоэтажными зданиями, благоустроенными дворами, современным освещением. А ведь много лет назад наши улицы выглядели по-другому. Там, где еще несколько десятилетий назад ходили по деревянным тротуарам, сегодня проложен асфальт. Но как говорится – никаким слоем асфальта историю не прикроешь. Улицы нашего города - это главы большой, интересной, содержательной книги, именуемой живой летописью города. Много интересного таят они в себе. Впрочем, все по-порядку.

Существующая планировочная структура города сложилась исторически и определилась его местоположением и природными особенностями. Есть версия, что во времена японской оккупации улицы в Аниве (в то время называвшейся Рутакой), не имели собственных названий. В зависимости от расположения их именовали восточной, западной, северной или южной, каждая имела порядковый номер. В послевоенное время Анива, как и другие города, начала строиться по единому генеральному плану. Геометрическая сетка пересекающихся под прямыми углами улиц и переулков. К принципиально новому подходу наименования улиц городская администрация отнеслась очень серьезно, учитывая при этом как сложившиеся в городе традиции, так и новые обстоятельства. Наверное, главной причиной переименования улиц стало несоответствие названий духу эпохи. Более 60 лет назад наши анивские улицы имели другие имена. Например, улицу Ленина анивчане называли Широкой, улицу Калинина – Большой, улицу Победы – Средней, улицу Первомайскую – Красивой, улицу Горького – Старой, улицу Невельского – Молодой, улицу Кирова – Новой, улицу Чехова – Красной, улицу Набережную – Зеленой. Названия простые и негромкие, но зато какие лирические, певучие. Но все-таки факт остается фактом – в 1946 году все городские улицы были переименованы в трехдневный срок. Архивные документы тому подтверждение: «Приказ по городскому управлению района Рудака «Об опубликовании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР об административном устройстве района Рутака от 11 июня 1946 г. №127. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР об административном территориальном устройстве Южно-Сахалинской области город Рутака переименовать в город Анива; район Рутака в Анивский район с центром в г. Анива. 1. Начальнику Городского Гражданского управления г. Анива а) довести до населения данный пункт Указа Президиума Верховного Совета РСФСР; б) переименовать названия улиц в г. Анива в трехдневный срок». Через год в городе были переименованы (к сожалению, не известны их первоначальные названия) еще 2 улицы. Об этом писала газета «Сахалинец» (бывшее название газеты «Утро Родины») от 13 июня 1948 года: «Осенью 1947 года Анивский РК ВЛКСМ от имени комсомольцев города обратился в райисполком с ходатайством о присвоении двум улицам названий «Комсомольская» и «Пионерская». Мы сделаем эти улицы самыми наилучшими в городе – горячо гово-рили работники РК ВЛКСМ, – сделаем тротуары, озеленим эти улицы, сравняем ухабы, засыплем их гравием. Райисполком удовлетворил ходатайство РК ВЛКСМ. Одна из улиц стала называться «Комсомольской», другая «Пионерской».

Много сил и труда вкладывали анивчане в благоустройство районного центра. В каждом многоэтажном доме, к которым были прикреплены таблички с указанием ответственных лиц, отвечающих за содержание дома и благоустройство его территории, имелись свои жилищные комитеты. Все улицы города в то время были отсыпаны грунтом, а по краям имелись дренажные траншеи для стока воды, накрытые деревянными тротуарами. Не было редкостью инициатива горожан после работы собираться всей округой и мести тротуары. Многие жители Анивы еще помнят эти знаменитые деревянные тротуары, которые являлись главной защитой от грязи и луж на дорогах. Они отличались весьма впечатляющей долговечностью – просуществовали до 80-х годов прошлого столетия. К слову сказать, задачи по благоустройству Анивы, ремонту дорог, тротуаров были приоритетными в деятельности местных органов власти. Например, в газете «Сахалинец» от 19 апреля 1951 в статье «План благоустройства города» отмечалось следующее: «На очередном заседании горисполкома утвержден план благоустройства Анивы на 1951 год. Планом предусмотрена прокладка нескольких сот погонных метров тротуаров по улицам Ленина и Калинина, ремонт мостовых, устройство новых колодцев, посадка деревьев, разбивка сквера около Дома культуры. Намечено также оборудовать городской парк со спортивной и танцевальной площадками». Одним из ярких проявлений любви анивчан к родному городу являлись массовые субботники и воскресники по его благоустройству и озеленению. В апреле 1952 года в Аниве прошел воскресник, в котором участвовало 450 рабочих и служащих, 50 автомашин и 9 лошадей. В городе в этот день были проведены большие работы по санитарной очистке дворов и улиц, ремонту дорог и устройству кюветов. Только в сквере около Дома культуры посажено свыше 550 деревьев.

Архивные документы свидетельствуют о рождении в послевоенное время в Аниве новых улиц. Причиной появления одних улиц являлось их местоположение, других – несоответствие генеральному плану застройки города, в результате чего из одной улицы образовывалось две. Обратимся к некоторым документам. На заседании городского Совета депутатов об утверждении названия улицы, состоявшемся 6 сентября 1951 года, было принято следующее решение: «Утвердить название улицы Транспортной, расположенной параллельно Железнодорожной улице». А вот выписка из протокола заседания исполнительного комитета Анивского городского Совета депутатов трудящихся от 16 мая 1957 года: «Слушали: О разделении ул. Красноармейской на 2 улицы и о нумерации ул. Гоголя, Краснофлотской, Зеленой и Лесной. …В связи с тем, что ул. Красноармейская не соответствует генеральному плану застройки города, имеет большую кривую линию, а вновь образованные улицы Гоголя, Зеленая, Краснофлотская не пронумерованы, исполком городского Совета депутатов трудящихся решил: 1. …произвести разграничения улицы Красноармейской и образовать из которой 2-ю улицу с наименованием «Лесная»; 2. …до 15 июня 1957 года пронумеровать улицы Гоголя, Краснофлотскую, Зеленую и Лесную». Кстати, улицы Зеленая, Лесная и другие, сохранившееся до настоящего времени, входят в район, который анивчане зовут Эстакадой. А почему этот район имеет такое название? С сороковых годов прошлого века здесь действовало лесозаготовительное предприятие, которое для сплавления леса применяло сооружение в виде эстакады и бона, состоящего из перекинутого через реку сплавного троса.

На заседании исполнительного комитета Анивского городского Совета депутатов трудящихся «Об упорядочении нумерации домов и названий улиц в г. Анива», состоявшемся 19 января 1954 года, депутаты приняли решение – «…В целях наведения порядка с названиями улиц провести следующие мероприятия: а) улицы Заречная и Конезаводская, являющиеся продолжением улицы Калинина, считать одной улицей, именовать в дальнейшем на всем протяжении улицей Калинина; б) учитывая, что улица Брянская служит продолжением улицы Таранайской, считать одной улицей и именовать в дальнейшем «Заречная».

Некоторые вновь созданные улицы указывали на состав населения и род занятий переселенцев, начавших прибывать в Аниву в послевоенные годы. Немного о том, как на карте города появились улицы Тракторная, Совхозная и Строительная. Год рождения улицы Тракторная – 1954. Об этом свидетельствует выписка из протокола заседания исполнительного комитета Анивского Совета депутатов трудящихся от 19 января 1954 года: «Вновь строящуюся улицу в направлении механических мастерских МТС именовать «Тракторная»… выделенную улицу под застройку от улицы Тракторной до улицы Калинина на берегу реки Лютога именовать «Садовая».

В 1956 году в Аниве появилась улица Строительная, которая шла параллельно улице Эстакадной. Решение об этом было вынесено на заседании исполнительного комитета Анивского городского Совета депутатов трудящихся от 15 ноября 1956 года: «…Учитывая пожелания рабочих и служащих строительного управления №2 присвоить название новой улице название «Строительная».
На состоявшемся 19 августа 1960 года заседании исполнительного комитета Анивского Совета депутатов трудящихся был рассмотрен и принят вопрос о присвоении названий улиц в расположении конторы отделения совхоза «Анивский». Учитывая наличие жилых домов и дальнейшее перспективное новое строительство в расположении конторы отделения совхоза «Анивский», депутаты приняли следующее решение: «…Присвоить название улицы, идущей от конторы отделения совхоза «Анивский» по направлению Благовещенское – Березовая и улицы, идущей от Заречной по направлению центральной усадьбы совхоза «Анивский» - Совхозная». В этом же году появилась улица Правобережная.

В те годы большое внимание было уделено индивидуальному жилищному строительству. А значит, рождались новые улицы. В 1958 году в районе новой застройки на правом берегу реки Лютога появились новые улицы - Южная, Парковая, Дачная, Луговая, которые до настоящего времени не сохранились, так же, как и переулок Тихий, некогда пересекавший улицы Калинина и Ленина.

А вот появление в Аниве улицы Гоголя связано с одной любопытной историей, рассказанной бывшим архитектором Анивы Владимир Семенович Максименко. Эта история была опубликована в газете «Утро Родины» 7 октября 2000 года: «Было это в 1956 году. Я и Д.И. Селезнев, заведующий Анивским горкомхозом, пришли к тогдашнему председателю горисполкома В.Ф. Валенюку. Заходит начальник бюро технической инвентаризации Каркарин, в руках схема города с нанесенной новой улицей. Без названия. Предлагаю, говорит, дать ей имя знаменитого классика. Местность там болотистая, а Николай Васильевич всё про ведьм да про чертей писал, про болотных обитателей, значит… Мы дружно посмеялись, а председатель горисполкома вполне серьезно поставил это предложение на голосование. Народ проголосовал «за».

В 1960 году в городе интенсивно развернулось строительство жилья, которое вело СМУ «Сахалингражданстрой». Постепенно население переселялось в благоустроенные дома. Сносились убогие японские фанзы. Закончились работы по сооружению моста через реку Лютогу. Мост брал свое начало по ул. Кооперативной и связывал левобережную часть города на правом берегу. Немного об этой улице. Решением исполкома Анивского горсовета 28 ноября 1982 года улица Кооперативная была переименована в улицу имени Дьяконова. Этому способствовало решение облисполкома к празднованию 60-летия образования СССР и 60-летней даты освобождения Дальнего Востока от японских интервентов и белогвардейцев. Немного о герое, чьим именем названа одна из улиц нашего города. Большой и славный путь прошел Анатолий Дьяконов во время Великой Отечественной. Он участвовал в обороне Москвы, сражался на различных фронтах, в Белоруссии. После успешных боев под Великими Луками ему присвоили звание генерал-майора. Завершился боевой путь генерала на Сахалине в борьбе против милитаристской Японии. За умелое руководство боевыми операциями по окружению и разгрому японского укрепрайона на Южном Сахалине А. Дьяконов был награжден одной из самых высоких наград – орденом Суворова I степени. В 1987 году улица Дьяконова была полностью отремонтирована.

В Аниве есть улица, названная в честь славного земляка, имя которого чтут и помнят анивчане. Это улица Пудова С.Н., которая до 2000 года называлась улицей Вокзальная. Она является главным въездом в город со стороны города Южно-Сахалинска. Свое первоначальное наименование получила из-за близости к железнодорожному вокзалу. Наверное, многие анивчане помнят о том, что в советское время Аниву и Южно-Сахалинск связывала железная дорога, которая, к сожалению, из-за экономических преобразований в 1993 году была ликвидирована.

Но вернемся к улице Пудова С.Н. Степан Николаевич Пудов – истинный сахалинец, отдавший полвека становлению экономики и культуры нашего островного края. Он оставил о себе добрую память в Южно-Сахалинске, Аниве, Поронайске, Макарове, Северо-Курильске. В составе 302 отдельного стрелкового полка 101 стрелковой дивизии Дальневосточного округа в должности заместителя командира батальона участвовал в освобождении Южного Сахалина и Курильских островов от японских захватчиков, за что был награжден медалью «За победу над Японией».

С 1965 года он возглавлял Исполком Анивского районного Совета народных депутатов и проработал на этой должности 13 лет до выхода на заслуженный отдых. Анивский район в этот период времени имел репутацию одного из самых благополучных на Сахалине, неоднократно выходил победителем во Всесоюзном соревновании. При Степане Николаевиче Анива была отстроена почти заново: благоустроенные жилые массивы, школы, предприятия быта. До 30 процентов сельскохозяйственной продукции, собранной в области, производили анивские земледельцы. Хозяйское отношение к проблемам района, напористость, умение привлечь внимание к проблемам – позволило добиться отличных результатов в сельском хозяйстве, строительстве и других сферах. Многие проекты и замыслы Степана Николаевича и сейчас претворяются в жизнь. За большие заслуги перед партией и советским государством С. Н. Пудов был награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» и восемью медалями.

Постановлением мэра Анивского района от 25 авг. 2000 г. улица Вокзальная была переименована в улицу Пудова С.Н.

Улица Невельского до 1946 года имела другое название - Молодая. Новое имя она получила в честь русского исследователя Дальнего Востока, адмирала Геннадия Ивановича Невельского. В 1849-1855гг. он руководил экспедициями по исследованию Татарского пролива, в низовьях Амура и на острове Сахалин. Невельской опроверг сложившееся после исследований И. Ф. Крузенштерна неверное мнение о том, что Сахалин – полуостров, установил островной характер Сахалина и показал, что Амур доступен для морских судов. В честь Невельского названы: самая узкая часть Татарского пролива (открытая им), мыс в этом проливе, залив, гора и город на Сахалине. Еще хотелось бы напомнить анивчанам о том, что в этом году Г.И. Невельскому исполняется 200 лет со дня рождения.


Главная улица Анивы

В каждом городе есть главная улица, мы говорим – центральная. В Аниве это улица Ленина. Самая спокойная и по-домашнему уютная улица нашего города, которая до 1946 года называлась Широкой.

Улица моего детства… Какой я ее помню? По обеим сторонам тянутся деревянные здания учреждений и организаций, жилых домов, тротуары. Первые в городе двухэтажные дома. Обитые красной материей трибуны, мимо которых в дни первого мая и годовщины Октября шли праздничные колонны трудящихся. Восьмилетняя школа, в которой я училась. Эта школа так же, как и находящийся напротив сбербанк, располагались в зданиях японской постройки. Построенная в 1947 году анивская средняя школа. Ну и как здесь не вспомнить лошадей, которые являлись главным средством передвижения по анивским улицам.

С 1963 года улица Ленина считается закрытой для проезда всего вида транспорта. В марте названного года исполком Анивского городского Совета депутатов трудящихся принял решение «Об ограничении движения автотранспорта по улицам города Анива».

Пункт 2 гласит: «Проезд по ул. Ленина категорически запретить для всего вида транспорта и тракторов».

В архиве Сахалинской области имеются документы, подтверждающие сведения о статусе улицы в системе дорожного движения и правовых основаниях запрета движения по ней. В частности, в 2008 году была утверждена дислокация дорожных знаков на территории городского округа. Этим распоряжением предусмотрена замена знака 3.1 «Въезд запрещен» на 4.5 «Пешеходная дорожка». Тем самым улица Ленина определена как пешеходная зона, и движение по ней разрешено только пешеходам и спецтранспорту.

Наша главная улица, пожалуй, единственная, которая сохранила постройки конца пятидесятых – начала шестидесятых годов прошлого столетия – двух - трехэтажные шлакоблочные здания, но самой старой её постройкой считается средняя школа №1.

Сегодня на улице Ленина сосредоточены основные учреждения административно-хозяйственного, торгового и культурно-бытового назначения. Главными её достопримечательности являются скверы – имени И.И. Закомолдина и Победы.

История Сквера имени И.И. Закомолдина ведет свое начало с далекого 1965 года. В этот день на месте пустыря, примыкающего к улице Ленина, был заложен новый сквер. В его создании прияли участие многие коллективы предприятий и учреждений. Усилиями горожан было высажено 500 деревьев. Со временем здесь появились скамейки, зацвели цветы.

С этого времени у анивчан появилась традиция отмечать городские праздники в красивом ухоженном сквере. 9 мая 1975 года в честь 30-летие Победы ветераны войны и труда заложили в сквере аллею Победы.

Городской сквер стал местом встреч ветеранов Великой Отечественной войны. Здесь, на скамеечках, бойцы вспоминали минувшие дни. Часто в сквере можно было встретить ветерана войны, полного кавалера орденов Славы, прошедшего войну с первого до последнего дня – Ивана Ивановича Закомолдина. Его боевые ордена и медали – это награды за Сталинград, форсирование Днепра, освобождение Белоруссии и Прибалтики. День Победы отважный воин встретил в 1945 году в Кенигсберге в своем танке, на котором победно прошел по фронтовым дорогам. Человек-легенда, в жизни был скромным и очень добрым человеком. Находясь на заслуженном отдыхе, Иван Иванович активно занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи, прививал юным чувство патриотизма и любви к Родине.

Присвоение городскому скверу имени Ивана Ивановича Закомолдина – дань уважения анивчан боевым и трудовым заслугам замечательного человека. Церемония открытия памятного знака состоялась в канун празднования Дня города – 19 сентября 2003 года. Кстати, дата в этом году юбилейная.

В 1978 году началось благоустройство сквера, расположенного у строящегося здания райисполкома: намечалось распланировать дорожки, сделать их бетонное покрытие, возделать клумбы. Работу вела бригада В. Глушкова из СМУ «Сахалингражданстрой». Особая страница в истории создания сквера связана с именем человека, оставившего добрую память у анивчан – Хатидже Ибрагимовны Дерменджи. Эта удивительная женщина очень любила красоту родных мест, но особенно трепетная любовь у нее была к цветам. Нравились они ей своей кра¬сотой, разнообразием и неприхотливостью. Каждый день Хатидже Ибрагимовна приходила в сквер: сажала и полола цветы, облагораживала территорию. Благодаря этой трудолюбивой женщине сквер постепенно преображался и хорошел. Если были проблемы с поливом, посадочным материалом, помогали местная власть и жители города.

Доброе дело, начатое Хатидже Ибрагимовной Дерменджи, было продолжено. В апреле 2000г. Центр экологических инициатив посвятил один из своих проектов проблемам озеленения Анивы. Большое внимание было уделено центральному скверу. Проектом было предусмотрено участие школьников в сборе семян цветов, в посадках деревьев и кустарников, уходе за ними в течение всего лета, восстановление освещения сквера, участие милиции в обеспечении там порядка. А в мае, по предложению ветеранов войны, скверу было присвоено имя «Победа» – в честь 55-летия Победы в Великой Отечественной войне. Так он стал именоваться во всех официальных документах. В память о воинах, не вернувшихся с полей сражения и тех, чьи судьбы искалечила роковая война, была заложена аллея памяти. Ухаживать за насаждениями и следить за порядком предстояло учащимся второй Анивской школы.

В 2006 году, накануне 120-летия Анивы, сквер был вновь обновлен. Асфальтированные пешеходные дорожки, декоративные фонари, красивые скамейки, фонтан, великолепие цветов превратили его в красивейшую зону отдыха анивчан.


Обновленная улица

Не менее главная улица нашего города – Калинина. До 1946 года она называлась Широкой и была застроена в основном деревянными постройками. Вот как вспоминает эту улицу одна из старейших жителей Анивы Нурия Файзуловна Лазарева (статья «Анива в 46-ом», опубликованная в газете «Утро Родины» за 29 августа 2001 года) : «Дом, где я жила, находился на улице Калинина. Тогда это была главная улица города. На ней располагалось множество частных лавочек, магазинчиков, мастерских. Здесь же был небольшой кинотеатр, гостиница, двухэтажная баня с парикмахерской. В бане – бассейн и две душевые. Три раза в день в Южно-Сахалинск ходил поезд. По сути это было единственно транспортное средство для жителей города. А военные ездили на машинах. Жилые дома в основном дощатые, обклеенные внутри бумагой. В домах стояли печки-буржуйки, а трубы торчали из окон. Вид, конечно, неказистый, но вместе с тем город выглядел очень опрятным. Нигде не было мусора. Улицы чистые, сухие, хотя и без асфальта. Вся вода после дождя стекала в глубокие канавы под деревянными тротуарами. Было много колодцев. Только на нашей улице их стояло не меньше трех – все аккуратные, ухоженные. Из культурных учреждений был кинотеатр «Волна».

Сегодня улица Калинина является городской магистралью, заполненной шумом и движением машин. Ежедневно по ней проходит автобус по маршруту Анива – Южно-Сахалинск. Кстати, 2013 год для этого маршрута – юбилейный. Он был открыт 18 октября 1953 года. В настоящее время по этой улице запрещен проезд грузового транспорта. Он движется по объездной автодороге, улицам Дьяконова и Кирова.

Восьмидесятые года прошлого столетия – начало большого преобразования улицы Калинина. В газете «Утро Родины» за 1 января 1980 года по этому поводу было опубликовано интервью с районным архитектором В.С. Максименко: «Практически заново будет отстроена улица Калинина. Она значительно расширится. По левой стороне улицы будут построены пять пятиэтажных и пять девятиэтажных домов. Один из первых девятиэтажных домов буден построен на углу улиц Калинина и Вокзальной. Рядом с девятиэтажными домами на углу улиц Калинина  - Кооперативная и Калинина-Чехова будут построены здания пирожковой и районной санэпидстанции». Как видим, планы застройщиков по строительству девятиэтажных домов в Аниве остались только в проектах, т.к. из-за малой мощности коммуникационных систем пришлось ограничиться пятиэтажками. Кстати, первый пятиэтажный дом в Аниве был построен в 1977 году на улице Кирова.

Все последующие годы улица Калинина постепенно меняла свой облик. Сейчас ничто уже не напоминает бывшую в прошлом улицу Широкую. Основная достопримечательность улицы – главная площадь города, где проходят все городские и районные праздники, ярмарки, народные и молодежные гуляния.

На улице расположены здания администрации округа, Дома детского творчества, автовокзала. Здесь находится один из старейших магазинов – «Искра» построенный в 1963 году – вот еще одна юбилейная дата. В 2009 сдано в эксплуатацию году современное здание спортивно-молодежного комплекса. Ну и как тут не отметить стелу – визитную карточку Анивы.

Названия улиц несут в себе информационную нагрузку. Это – наша история. И относиться к ним надо, как к памятникам истории. Порой мы ежедневно ходим по давно знакомым улицам и даже не задумываемся, в честь кого они названы, почему они носят то или иное название, кто из знаменитых земляков ходил и жил на улицах нашего города. Думаю, что жители нашего города согласятся со мной в том, что хорошо бы на некоторых наших улицах, памятных местах установить таблички с биографическими данными тех, в честь кого они названы. И если анивчане решили увековечить их имена, значит, их личности заслуживают уважения. А в сквере Победы хорошо бы установить такую табличку с именем Хатидже Ибрагимовны Дерменжди – женщины, благодаря которой этот сквер стал одним из самых живописных уголков города.

Яркий, динамичный облик Анивы никого не оставляет равнодушным. Новые жилые дома, интересные своей архитектурой здания, обилие цветов на улицах и скверах, благоустроенные дворы. Доброй традицией горожан к родному городу являются массовые субботники по благоустройству и озеленению. Так же заслуживает уважения хорошее начинание по проведению в нашем городе праздника двора. Ведь именно с родного двора начинается для нас город. Верится, что в скором будущем наша Анива станет еще краше, а каждая улица будет манить к себе чистотой, культурой поведения жителей и своим неповторимым колоритом.

Г.Г. Штепа, гланый библиограф

 
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам






Мы в соцсетях

 

 











Яндекс.Метрика .